Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Воскресенье 17 декабря 2017 года

переезд

Новости

13:27  18.07.17 Память

В начале 90-х он взошёл на Белую гору, чтобы снять документальный фильм «Россия. Опыт молчания» о духовном подвиге, равном ратному (0+). Воистину воителем новейших времён был игумен Варлаам, взявшийся поднимать из мерзости запустения монастырскую обитель.

Отче стал одним из первых героев известного российского кинорежиссёра. А в начале 2017-го Сергей Князев вновь прибыл в Пермь, чтобы по заказу Министерства культуры России создать на сей раз кино о ратном подвиге, равном, с его точки зрения, духовному. Речь о павшем смертью храбрых в боях под Луганском пермяке Александре Стефановском с позывным «Мангуст».

Фильм ещё не вышел в прокат, но мне посчастливилось быть его первым зрителем. Наверное, потому что между мной и автором «Повести о сыне» (16+) (так назвал Сергей свою новую работу) существуют давние дружеские отношения. Князев пришёл в кино из поэзии, с которой никогда не расставался.

К его стихам в разное время проявляли и продолжают проявлять интерес личности в литературе достаточно полярные: от Олега Чухонцева до Станислава Куняева, от Валентина Курбатова до Эдуарда Балашова. Впрочем, чем полярнее, тем лучше. Это говорит о силе магнитного поля поэзии Князева. Может, поэтому каждая из его работ в кинематографе всегда на стыке жанров и завораживает особым ритмом и ассоциативным рядом?

– Серёжа, в одночасье кнопкой пульта угодил я на некое телевизионное ток-шоу. И там писатель Эдуард Лимонов застолбил примерно следующее: мол, нынешние времена не дали России героев, обращающих на себя внимание. Словно в противовес этому твой новый фильм имеет посвящение: «Памяти народного героя современности Александра Стефановского». Значит, время крупных личностей всё-таки не заканчивается древнегреческими богами и представлениями Лимонова?

– Юра, ты же знаешь, я телевизор не смотрю: мы его выбросили из дома лет 15 назад, потому и не могу никуда «угодить» кнопкой пульта. Особенно в такое место, где толкаются писатели для поддержки собственной «популярности». Что же касается фильма «Повесть о сыне», то ничего мной не делалось в противовес чему-то и кому-то. Сама судьба распорядилась так, что наконец появились и этот фильм, и посвящение к нему.

Он возник неожиданно в моей жизни летом 2015 года и так продолжался и продолжается по сей день. Я начал над ним работать, не имея ни копейки денег на производство, и лишь в конце 2016 года получил первый транш по субсидии от Минкульта России, выигранной мной летом 2016-го. Но была и предыстория…

В 2013 году мы вместе с моими киношными друзьями часто бывали на Хопре, в Урюпинском крае, где шла смертельная борьба хопёрских и донских казаков против строительства никеледобывающих предприятий на нашем Черноземье. На стороне строителей оказались некоторые культовые журналисты (Андрей Караулов) и священники (Дмитрий Смирнов). И вот мы увидели настоящих современных героев – людей, дерущихся за землю, которая родит хлеб.

Для нас было очевидно в ту пору: юг – это бочка с порохом, достаточно одной иск­ры, чтобы она полыхнула. Но было очевидно и другое: настало время героическое, жертвенное, ищущее самоотдачи и бескорыстия сердец... Мы сняли, смонтировали, сделали официальную премьеру в «Славянском фонде» и выложили в Сеть фильм «На лугу пасутся кони». И это помогло казакам в борьбе за чистоту их древней земли.

Так вот, уже тогда, во время упомянутых мной событий на Хопре, в Перми существовал исторический клуб, созданный сварщиком Александром Стефановским. И на занятиях этого клуба обсуждалось в том числе, куда идут тектонические разломы и сдвиги современной истории. Для Александра и его друзей по историческому клубу – людей с учеными степенями – было понятно, что на юго-востоке Украины при усиленной украинизации русского народа возникает движение сопротивления этим процессам.

«В определенный момент, – считал Александр, – нужно будет к ним поехать и помочь разобраться в том, что происходит». Весной 2014 года этот момент настал. Русские города заёрзали, зашевелилась и Пермь... Пришло время слова и дела. И вот тут-то выяснилось, что совсем немногие решились оправдать своё существование конкретными делами.

Александр, ни секунды не сомневавшийся в своей правоте, отбыл на электричках в Воронеж, а дальше по известным тропам – в Луганск. Это абсолютный пассионарий, убеждённый харизматик со знанием жизни, с высотами самообразовательных знаний, с массивной родовой памятью, с воцерковлённой супругой, с былинными детьми, имена которых говорят о многом...

Тут всё сконцентрировалось в единую точку – точку Героя. Поверь: с выходом фильма «Повесть о сыне» с годами имя и образ Мангуста станут хрестоматийными, войдут в учебники средних школ. Во многом именно потому, что он герой народный и в нём проявились лучшие черты русского характера. Поэтому вслед за тобой я повторю: время крупных личностей не заканчивается древнегреческими богами...

– В «Повести о сыне» я уловил некое «двоение». Две женщины, но они чем-то неуловимо похожи, словно горе сравняло их лица. И у той, что различает в сугробе памятник на могиле, и у получающей эсэмэски от Саши: «Бой, молись», – а потом говорящей: «Я ему написала: «Будь смелый, отважный!»

– Понятно, что ни жена, ни мать не хотели бы, чтобы Александр погиб, но они также не хотели, чтобы их сын и муж оказался трусом или предателем... Фильм даёт им возможность отныне быть рядом и вместе, теперь уж ради детей и внуков и ради памяти об их герое Сашеньке – сыне, муже и отце.

– Мне сперва представлялось: это матушка призывает его быть смелым и отважным. Оказалось, жена. И она привиделась мне Ярославной на стене Путивля. Как будто призыв пришёл оттуда, из тех времён. Да и предсказание словно трансформировалось из «Слова о полку Игореве»: накануне гибели Александра – рассыпавшиеся сами по себе бусы, им подаренные. И эта фраза не то матери (хотя она ведь мать троих детей Стефановского!), не то вдовы: «Бог всегда человека готовит…»

– Ты прав: в фильме есть отголосок «Слова о полку...», но здесь плачет не только Ярославна, а ещё и дочери Саши – Ладушка с Ярославой: «Милый папочка, приезжай, я буду тебя ждать...» Образ Стефановского как бы складывается из соборной родовой личности, созданной в этом фильме: это сам Александр, его жена Елена, мать, дядя (художник Игорь Одинцов), боевые друзья (прежде всего воин с позывным Север) и соратники Стефановского по историческому клубу.

И это всё: он в них и они в нём. В этом смысле «двоение», о котором ты говоришь, может вполне подразумеваться. В большой семье ведь все дополняют друг друга, и каждый, кто рождается, таким образом, «до опыта приобрели черты». Открываем «Задонщину», читаем о тех, кто пришёл биться с темником Мамаем на Куликовом поле: «А по вере они были русские».

Мангуст в нашем фильме задаёт именно такой вектор: он стремится к образцу жизни людей, русских по вере. Их отличает от других желание жить по правде. Вспомни: древний наш свод законов так и назывался – «Русская правда».

Шукшин утверждал в прошлом веке: «Нравственность есть правда». Довженко говорил, что «красота выше правды», Достоевский – что «красота спасёт мир», а Тургенев констатировал: «Делание добрых дел выше самой сияющей красоты... Всё минется, – сказал апостол, – одна любовь останется...» Теперь мы с тобой подошли к трём движущим силам образа Мангуста – Правде, Красоте и Любви.

Эти силы в разное время фильма сопутствуют разным его персонажам, но все они вместе – Мангуст: он правдив, красотолюбив и любвеобилен.

– Правда, по Стефановскому, заключается в том, что «свои должны драться за своих»…

– Помнишь, рефреном проходит по древности: «Матушка Добрынюшке наказывала»? Вот и наказывает матушка (жена и мать, по твоему видению, к которому я присоединяюсь) своему самому доброму, самому умному, самому любящему и любимому сыну и мужу...

Не хочется делать лишних натяжек, чтобы не впасть в экзальтацию, но действительно, времена смешались, иной раз кажется: мы сидим глубоко в веках и смотрим оттуда на то, что случится через десяток столетий... И лишний раз убеждаемся: «Свои должны драться за своих».

– Вот какого посыла не достаёт сегодня в «материковой» России!

– Вспоминается пушкинское: «Там русский дух... там Русью пахнет!» Скажу так: Русь в Луганском краю проступала там, где находился Мангуст.

Беседовал Юрий БЕЛИКОВ


Copyright «Звезда» © При использовании материалов ссылка на zwezda.perm.ru обязательна!
Подписывайтесь на Telegram, Twitter, Facebook или ВКонтакте газеты «Звезда»!

К списку новостей

Фоторепортаж

Глава Прикамья - интервью на старте

<>

Фото 1 / 1

Календарь
Самые комментируемые

за неделю за месяц