Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Понедельник 11 декабря 2017 года

переезд

АКМ, который не стреляет, а летает: скоростное воздушное судно делают в Перми

15:39  04.10.17 Бизнес

Российская программа Flight TV, посвящённая развитию малой авиации в нашей стране, в своём последнем выпуске показала презентацию двухместного самолёта АКМ-5 в аэропорту «Богородск» Нижегородской области. Самолёта, целиком и полностью пермского, разработанного и построенного пермской компанией «АКМ-Авиа».

Собственно «АКМ» в названии и фирмы, и самолёта расшифровывается как «авиаконструкторская мастерская», а «пять» - потому что это уже пятая по счёту разработка пермской компании. Основанная в 2011 году «АКМ-Авиа» занимается разработкой и производством авиационной техники и оборудования на основе композиционных материалов.

В её ассортименте аэротрубы и различные беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Раньше она выпускала одноместный АКМ-3 и сейчас приступила к производству АКМ-5 – скоростного самолёта для дальних круизных или деловых полётов. Его лётно-технические характеристики позволяют пилоту с попутчиком на крейсерской скорости 200 километров в час за один день пролететь до двух тысяч километров - расстояние, немыслимое для автомобилистов, но нормальное для авиации.

Вот только самолёт-то пермский, а двигатель австрийский. В этом смысле у отечественной малой авиации сейчас альтернативы нет. Поэтому на АКМ-5 установлен единственный доступный в продаже в России двигатель для самолёта такого класса Rotax 912, расходующий 17 литров автомобильного бензина за час крейсерского полёта, что с баками в 100 литров позволяет АКМ-5 пролететь без дозаправки до 1000 километров.

Двигатель надёжный, проверен миллионами часов налёта на тысячах самых разных самолётов. Конечно, хочется, чтобы и двигатель был оте­чественным, и такие планы у «АКМ-Авиа» есть, но это дело будущего. Пока что, скажем так, многие в нашей стране пытались, но ни у кого толком не получилось.

Зато авионику можно поставить по желанию заказчика: есть российская, а есть зарубежная. В управлении никаких особенностей нет, хотя в ходе презентации пилот-эксперт Юрий Пичугин с удовольствием отметил, что на скорости в 250 километров в час даже нет отдачи на ручку - на микросамолётах на большой скорости ощущается небольшая тряска через ручку и в ногах.

- Здесь стоят весовые компенсаторы, и ни по элеронам, ни по рулю высоты, ни по рулевому управлению никакой отдачи нет, её даже не замечаешь, - добавил пилот. - Можно вообще всё отпустить, и самолёт совершенно стабильно летит. Сидишь спокойно, одними пальчиками управляешь, не надо рукой водить, поэтому нормально…

Сидеть в кабине АКМ-5 действительно комфортно, хотя внешне самолёт совсем не выглядит большим. Ширина его кабины в локтях - 118 сантиметров, как у «Цессны-182» (Cessna 182 - американский лёгкий самолёт общего назначения, один из наиболее массовых самолётов в истории авиации - авт.). Два человека весом более 100 килограммов каждый в кабине пермского самолёта могут спокойно взять, например, термос, налить чай или кофе и перекусить, не задевая друг друга.

Анатомическое сиденье специально предусмотрено для многочасовых перелётов. Пассажир может пользоваться ноутбуком, работая или просматривая фильм. Для пилота на эшелоне требуется только смотреть за приборами и вести радиосвязь.

Вообще скоростной самолёт для круизных перелётов выпускают многие зарубежные производители, но у АКМ-5 по сравнению с «одноклассниками» при относительно равнозначных характеристиках есть сильное преимущество – цена. Самолёт с парашютной спасательной системой, с обогревом кабины и карбюраторов стоит три миллиона триста тысяч рублей, и его вполне могут позволить себе как транспортное средство компании и представители среднего класса, которые часто летают в командировки.

Тем же, кто готов собрать самолёт самостоятельно, «АКМ-Авиа» продаёт КИТ-набор за миллион триста тысяч. КИТ-набор – это планер самолёта без двигателя, без приборов и электроники, без отделки и окраски; здесь требуется самому приобрести и установить двигатель, приборы, а также собрать управление.

Правда, шасси у АКМ-5 неубираемые, с управляемой носовой опорой маятниковой конструкции. Среди пилотов встречается мнение, что для скоростных самолётов лучше убираемое шасси, но главный конструктор самолёта и директор компании «АКМ-Авиа» Роман Плетнёв так не считает.

- В убираемом шасси нет никакой необходимости ни с точки зрения эксплуатации самолёта, ни с точки зрения его безопасности. Он становится лишь более сложным и более требовательным в обслуживании. А такие самолёты, как правило, покупают «пилоты выходного дня» со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, чем самолёт проще и надёжней, тем лучше и для пилота, и для производителя…

Таким образом, комфортность, простота и надёжность - три главные идеи проектирования АКМ-5. Самолёту со стандартной загрузкой в три четверти от максимальной требуется 120 метров на разбег и пробег. То есть ему достаточно любого аэродрома или ровной полосы. Надёжность обеспечивается и обязательным наличием спасательной системы, и его полётными характеристиками. Например, у него безопасное «сваливание».

- На основных режимах самолёт всё же даёт небольшую тряску на ручку управления, но к его особенностям относится довольно безопасный характер «сваливания», - продолжает рассказывать Роман Плетнёв. - То есть он не валится на крыло, он просто парашютирует, начинает плавно терять высоту, как бы просаживаясь…

От предыдущего АКМ-5, выпущенного в 2016 году, на этой модификации поставили щелевые закрылки, что улучшило его взлётно-посадочные характеристики, доработали организацию воздушных потоков под капотным пространством, поставили винт изменяемого шага с автоматом постоянных оборотов и в скором времени планируют доработать автопилот.

Производственные мощности «АКМ-Авиа» пока позволяют собирать по восемь самолётов в год, так что это штучное производство. Появится стабильный спрос - тогда и можно будет думать о расширении площадки и штата.

Судя по ролику, нижегородцам пермский самолёт понравится. «Клас­сная летающая машина», - так оценил АКМ-5 один из пассажиров. Пойдёт ли пермский самолёт в серию и найдёт ли спрос, в том числе и в Пермском крае, - скоро узнаем.

Борис АЛЕКСЕЕВ


Copyright «Звезда» © При использовании материалов ссылка на zwezda.perm.ru обязательна!
Подписывайтесь на Telegram, Twitter, Facebook или ВКонтакте газеты «Звезда»!

К списку новостей

Фоторепортаж

Глава Прикамья - интервью на старте

<>

Фото 1 / 1

Календарь
Самые комментируемые

за неделю за месяц