Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Четверг 23 ноября 2017 года

Сейчас в Перми 0..-2°C, переменная облачность, без осадков, ветер южный, 1-3 м/с
Подробный прогноз

переезд
Газета

По полосам    По разделам

№ 27 (31895)

от 15 марта 2012

Ок
Ок
Тема дня ПЕДСОВЕТ

Не по-Божески?..

Многие родители с тревогой ожидают, что их детей будут учить Закону Божьему. С 1 сентября во всех школах России вводится новый предмет — «Основы религиозных культур и светской этики»

— У нас в семье все атеисты, еще со времен советской власти, — возмущалась, позвонив в редакцию, мама одного из школьников. — Почему мой ребенок должен изучать то, что ему совершенно не пригодится? И это в стране, где церковь отделена от государства!

Кроме того, кое-кто всерьез опасается, не станет ли этот курс своего рода платформой для развития у детей экстремистских настроений и разжигания межнациональной розни.

Но есть и те, что с самого начала обсуждения вопроса — «за». Как правило, это люди верующие.

— Ничего негативного в изучении религиозных культур я не вижу, — ответила на мой вопрос о новой дисциплине мама третьеклассника Людмила Максимова. — Я православный человек, мне с детства рассказывала бабушка о Боге, о святых, о церкви, а в школе получать знания о религии в то время не было возможности. Если бы мне сейчас представилась такая возможность, я бы поучилась. И детям советую серьезно отнестись к этому предмету. Любая религия помогает постичь добро, любовь, приучает к труду, ответственности за родных и семью. Дети должны с детства разбираться в религиозных направлениях, это их избавит от навязывания ереси разными сектами.

Что же на самом деле представляет собой загадочное ОРКСЭ и стоит ли его бояться?

Споры и дискуссии о том, надо ли вводить в общеобразовательных учреждениях основы религиозных культур и светской этики, начались давно, еще в начале 2000-х. В 2009 году Президент России Дмитрий Медведев предложил провести эксперимент по введению дисциплины в некоторых регионах страны. Всего в эксперименте участвовал 21 субъект РФ. Пермский край, кстати говоря, в число испытуемых не входил.

По истечении двух лет опыт был признан удачным. В январе этого года Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по введению с 2012 — 2013 учебного года нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях на территории всей страны.

Согласно этому плану, в период с января по март школьники и их родители должны определиться с выбором учебного модуля. Изучать предмет будут в четвертом классе. До начала нового учебного года все школы также должны закупить учебники и обу-чить педагогов.

Новый курс включает в себя шесть модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Ученик должен выбрать только одну из перечисленных дисциплин. Однако выбор выбором, а изучать предмет придется каждому. Предполагается, что это будет светский курс и вести его будут школьные учителя. На уроках ребятам расскажут об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики.

К грядущим переменам в школьной программе, как и, в общем то, ко всякой модернизации в системе народного образования, отношение неоднозначное. Как должны строиться взаимоотношения школы с представителями религиозных конфессий? Насколько курс оправдывает статус элективного (то есть по выбору)? Что может повлечь за собой деление на монорелигиозные модули и целесообразно ли вообще введение в светской школе предмета о религии? Так называемых «острых углов» немало…

Школьные педагоги, судя по всему, пребывают в некоторой растерянности, если не сказать — в недоумении. Мнения неоднозначны, однако жесткой критики в адрес нововведения не заметила.

— Предмет для нас, безусловно, новый, — говорит директор МАОУ СОШ «Школа № 22» Алла Червонных. — Поскольку приказ вышел только 31 января 2012 года, говорить о результатах подготовки преподавателей еще рано. Совершенно точно — преподавать должны светские учителя, например, историки. Мне кажется, введение нового предмета не должно послужить поводом к разжиганию религиозной розни. Сегодня этот курс в школе действительно нужен, ведь мы всё-таки живем в эпоху глобализации, толерантности.

Один из нюансов преподавания ОРКСЭ (основ религиозных культур и светской этики) — разграничение между наукой и религией.

— Как объяснить ребенку, что такое религия? Трактовать ее как социальную организацию, а Бога — как материальную субстанцию? — рассуждает директор МАОУ СОШ «Гимназия № 11 имени С. П. Дягилева» Раиса Зобачева. — Детям нужно преподносить это с позиции последних достижений науки. На мой взгляд, целесообразнее ввести не религиоведение и не ОРКСЭ, а предмет «Живая этика», где все раскладывается и объясняется — и наука, и сам человек, и его сознание. Почему страна и церковь поддержали введение ОРКСЭ? Мы живем на переломе веков, когда происходят разного рода социальные катаклизмы, уходят законы нравственности, патриотизма, нет гармонии социально-общественного устройства… Государство отказалось от того, что было раньше. А раньше обучение и воспитание были единым процессом. Потом главным стало обучение, а воспитание отошло на второй план. Сейчас это хотят исправить. Конечно, введение предмета не сможет разом изменить и сознание, и социальную стабильность. Сегодня стоит говорить о мире с точки зрения науки, а религией иллюстрировать все происходящее. Курс нужен, говорить о проблемах надо, но другим языком. Немаловажно и участие родителей в учебно-познавательном процессе. В семье также должны закладываться основы нравственности, гуманности, иначе уроки ОРКСЭ не смогут выполнить ту функцию, которую на них возлагает Министерство образования.

Выбирать тот или иной модуль, как уже было сказано, действительно придется родителям. В школах Перми и Пермского края начались собрания. По предварительным итогам опроса родителей, около 98 процентов отреагировали на введение новой дисциплины положительно, никаких инцидентов и категорических отказов не было.

Согласно результатам исследований, в экспериментальных регионах ситуация сложилась следующим образом: 42 процента родителей решили, что их ребенок будет изучать основы светской этики, треть — основы православной культуры, 18 процентов — основы мировых религий, 9 процентов — основы исламской культуры, 1 процент — буддизм и менее 1 процента — основы иудейской культуры. Выходит, около 60 процентов родителей выбрали для своих детей нейтральные предметы — светскую этику и основы мировых религий.

В условиях объЕГЭчивания сознания, пресловутого «натаскивания на тесты» у ребенка не остается времени на осознание себя и на формирование себя как личности. Поводом для сомнений служит и количество учебных часов, отведенных на новую дисциплину. Хотя, как выяснилось, стандарты будут соблюдены, а один час в неделю, отведенный на ОРКСЭ, будет выделен за счет уменьшения количества других уроков, к примеру, физкультуры. Скорее всего, в школах будет практиковаться так называемый поточный метод, когда по каждому направлению-модулю из параллели классов будут формироваться группы.

Инициатива введения ОРКСЭ шла в первую очередь от представителей традиционных религиозных конфессий. Руководитель отдела образования Пермской епархии, директор Пермской православной классической гимназии отец Александр (Альтмарк) выступает за введение дисциплины.

— Курс поможет сформировать мировоззрение маленького человека, его систему ценностей, — говорит отец Александр. — Прежде всего, предмет способствует формированию в сознании ребенка правильных понятий об окружающем мире. Это своего рода ступенька. Поскольку он вводится в четвертом классе, то может послужить связующим звеном между уроками природоведения и окружающего мира в начальной школе и историей, которая вводится с пятого класса. Очень многое зависит от самого учителя, неважно, будет он историком или литератором. История ведь не просто череда, последовательность событий, она гораздо богаче, сложнее и разнообразнее. Недостаточно познакомить ребенка с фактами. Нужна историософия, то есть осмысление событий, а ведь это работа сознания, не только интеллекта, но и сердца. Очень важно, чтобы урок ОРКСЭ не стал формальным ликбезом. Подобным преподаванием без любви и понимания сути предмета можно только навредить ребенку. И, конечно, никакая школа не заменит семью. Курс основ культуры и религии, пусть короткий, может дать всходы только за счет этнокультурной среды, в которой растет ребенок.

По словам директора православной гимназии, такого понятия, как «светская этика», нет вообще.

— Этика — это наука о Добре и Зле, а это понятия от Бога. «Светскость» сама по себе безбожна, — отмечает отец Александр. — А говорить о расовой и религиозной вражде и вовсе неуместно, ее не будет, ведь это же дети. Важно также, чтобы у родителей и детей действительно был выбор, чтобы не произошло навязывания школой определенного направления.

За введение дисциплины, но с определенными поправками, выступают и представители других религиозных конфессий. Пастор Евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии Давид Рерих считает деление на монорелигиозные модули не совсем правильным.

— Не нужно ничего выбирать, должен быть общий курс по истории религий для всех учеников, — подчеркивает Давид Давидович. — Тогда каждый поймет, что ни в одной из религий нет ничего плохого. Нужно учить детей, что все одинаковы и Бог един, приводя примеры из разных религий. Это самый эффективный способ объединить и воспитать терпимость по отношению к другим народам, другим религиям. Еще один достаточно серьезный вопрос: что делать с сельскими школами? В иных остались два-три учителя на всю школу, вести предмет некому. А если школы и планируют взаимодействие со священно-служителями, то тоже возникает немало сложностей. Если, скажем, православные церкви и мечети есть во многих населенных пунктах края, то как быть с буддистами или иудаистами, которых в Перми очень мало? Странно, что католическую и лютеранскую религию и культуру в список модулей вообще внести просто «забыли». А ведь сегодня почти вся Европа католическая и протестантская…

Задача, которую поставило перед курсом ОРКСЭ Министерство образования, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании значения духовности, нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека. Россия — страна многонациональная, многоконфессиональная, и мы должны учиться уважать исторические и культурные ценности и традиции представителей всех культур. Лозунг примерно таков. И цель вроде бы поставлена благая — решить социальные проблемы, которыми переполнено современное общество. Но у нас ведь известно: хотели как лучше, получилось как всегда. Как бы опять не получилось, что не то вышло…

Copyright «Звезда» © При использовании материалов ссылка на zwezda.perm.ru обязательна! »»» Подписывайтесь на Telegram, Twitter, Facebook или ВКонтакте газеты «Звезда»!

К содержанию номера

Комментарии (0)

Оставить свой комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Почта нужна для отображения аватара. Подробнее на сайте Gravatar.
Антиспам
Отправить
Фоторепортаж

Глава Прикамья - интервью на старте

<>

Фото 1 / 1

Календарь
Самые комментируемые

за неделю за месяц